Как правило, делегирование работы и обязанностей считаются второстепенными задачами. Однако, в последние годы рынок подбора постоянного персонала в России сокращается, в то время как аутсорсинг персонала на склад в Москве обретает популярность. Это является очевидным указанием на выгоду от его применения. Нужно рассмотреть, почему возникает высокий спрос на аутсорсинг, какие функции лучше всего делегировать через него и какие риски связаны с ним.
Определение аутсорсинга простыми словами
Аутсорсингом называют поручение ответственности не основных функций организации сторонним акторам, как правило – меньшим организациям. Например, служба безопасности или санитарного обслуживания в штате могут быть лишними. В таких случаях, чтобы сэкономить средства на создании внутреннего подразделения, обращаются к внешним специализированным организациям, будь то ЧОП или клининговая фирма. Сам термин пришел из английского языка. «Outsourcing» – сокращение от outer source using, что переводится как «использование внешних источников». Уходит он корнями еще в 30-е годы прошлого века, где его стали использовать в США.
Преимущества аутсорсинга
Есть несколько главных преимуществ, которые аутсорсинг предоставляет компаниям, прибегающим к его использованию:- получение результата без необходимости в прямом управлении.
- привлечение к работе профессионалов соответствующей области.
- уменьшение потребности в трудовых ресурсах.
- экономия денежных средств за счет меньшего фонда оплаты труда.
- повышенная концентрация на совершенствовании основной деятельности.
- сохранение статуса малого предприятия за счет меньшего штата.
- уменьшение кадрового делопроизводства и связанных расходов.
- трудовые отношения с исполнителями-аутсорсерами оформлять не надо.
- нет нужды спорить с аутсорсерами или контролировать их, все решается в рамках отношений B2B.
- проверки персонала не влияют на компанию-заказчика, ведь исполнители работают на другую фирму.
- четкая формулировка деталей сотрудничества и особенностей выполняемых работ ввиду контрактной основы.
- оплата за результат выполненного заказа, а не за потраченное рабочее время.
- возможность делегировать любой непрофильный бизнес-процесс соответствующей компании.
Риски и ограничения аутсорсинга
Но, разумеется, решая прибегнуть к аутсорсингу на предприятии, любой предприниматель должен четко понимать, с какими рисками сталкивается. Идеальных решений нет, везде есть свои «подводные камни». Аутсорсинг не является исключением.
Его риски и ограничения включают в себя:- профессиональность заказчика и обещанное качество могут оказаться ложными;
- различия в корпоративном стиле и культуре, связанные с непонимание внутреннего распорядка и нюансов;
- утечка информации, вину в которой аутсорсера доказать почти невозможно;
- полная зависимость от внешней организации в выполнении делегированных полномочий;
- нет никакого способа контролировать выполнение делегированных задач;
- в России нет развитых правовых норм и регламентов в сфере аутсорсинга, что усложняет возможные судебные разбирательства;
- при закрытии или банкротстве подрядчика делегированные задачи не будут выполнены, что может негативно сказаться уже на вашей организации.
Примеры успешного применения аутсорсинга
Аутсорсинг в России постепенно становится все более распространенным, следуя за мировыми примерами. Если в 2015 году лишь около 33% компаний прибегала к нему, то к 2020 их число увеличилось на 13,7%, составив около половины от всех предприятий в стране.
Есть несколько наиболее известных мировых примеров успешного аутсорсинга от крупных корпораций:
- компания спортивной одежды, обуви и аксессуаров Nike делегирует все непосредственное производство азиатским фирмам, занимаясь исключительно дизайном и реализацией продукции, тем самым минимизируя расходы и максимизируя доходы;
- IKEA также поручила производство подрядчикам, так же, как и транспортировку, занимаясь дизайном и продажей в сетях магазинов;
- Kodak сотрудничает с IBM, передав им все задачи, связанные с информационными технологиями. Их плодотворное сотрудничество длится с 1989-го года и стало одним из первых примеров ИТ-аутсорсинга;
- Корпоративный гигант Google через аутсорсинг осуществляет клиентскую поддержку и разработку некоторых дополнительных приложений, что освобождает человеческие и информационные ресурсы для управления главными аспектами бизнеса без ущерба для сторонних проектов и обратной связи с клиентами.
Заключение
Правильный подход к аутсорсингу может стать тем недостающим элементом успеха, которого не хватает компании. Ведь он позволяет сохранить ресурсы, время, силы, которые были бы поглощены попытками справиться и с основными, и вторичными бизнес-процессами. Иногда это снижает даже те затраты, что напрямую с оплату труда не связаны, например, нужно меньше своих помещений, нужно меньше кадровиков для контроля штата, и т.д.