Как правило, делегирование работы и обязанностей считаются второстепенными задачами. Однако, в последние годы рынок подбора постоянного персонала в России сокращается, в то время как аутсорсинг персонала на склад в Москве обретает популярность. Это является очевидным указанием на выгоду от его применения. Нужно рассмотреть, почему возникает высокий спрос на аутсорсинг, какие функции лучше всего делегировать через него и какие риски связаны с ним.

Определение аутсорсинга простыми словами

Аутсорсингом называют поручение ответственности не основных функций организации сторонним акторам, как правило – меньшим организациям. Например, служба безопасности или санитарного обслуживания в штате могут быть лишними. В таких случаях, чтобы сэкономить средства на создании внутреннего подразделения, обращаются к внешним специализированным организациям, будь то ЧОП или клининговая фирма. Сам термин пришел из английского языка. «Outsourcing» – сокращение от outer source using, что переводится как «использование внешних источников». Уходит он корнями еще в 30-е годы прошлого века, где его стали использовать в США.

Преимущества аутсорсинга

Есть несколько главных преимуществ, которые аутсорсинг предоставляет компаниям, прибегающим к его использованию:
  1. получение результата без необходимости в прямом управлении.
  2. привлечение к работе профессионалов соответствующей области.
  3. уменьшение потребности в трудовых ресурсах.
  4. экономия денежных средств за счет меньшего фонда оплаты труда.
  5. повышенная концентрация на совершенствовании основной деятельности.
  6. сохранение статуса малого предприятия за счет меньшего штата.
  7. уменьшение кадрового делопроизводства и связанных расходов.
  8. трудовые отношения с исполнителями-аутсорсерами оформлять не надо.
  9. нет нужды спорить с аутсорсерами или контролировать их, все решается в рамках отношений B2B.
  10. проверки персонала не влияют на компанию-заказчика, ведь исполнители работают на другую фирму.
  11. четкая формулировка деталей сотрудничества и особенностей выполняемых работ ввиду контрактной основы.
  12. оплата за результат выполненного заказа, а не за потраченное рабочее время.
  13. возможность делегировать любой непрофильный бизнес-процесс соответствующей компании.

Риски и ограничения аутсорсинга

Но, разумеется, решая прибегнуть к аутсорсингу на предприятии, любой предприниматель должен четко понимать, с какими рисками сталкивается. Идеальных решений нет, везде есть свои «подводные камни». Аутсорсинг не является исключением.

Его риски и ограничения включают в себя:
  1. профессиональность заказчика и обещанное качество могут оказаться ложными;
  2. различия в корпоративном стиле и культуре, связанные с непонимание внутреннего распорядка и нюансов;
  3. утечка информации, вину в которой аутсорсера доказать почти невозможно;
  4. полная зависимость от внешней организации в выполнении делегированных полномочий;
  5. нет никакого способа контролировать выполнение делегированных задач;
  6. в России нет развитых правовых норм и регламентов в сфере аутсорсинга, что усложняет возможные судебные разбирательства;
  7. при закрытии или банкротстве подрядчика делегированные задачи не будут выполнены, что может негативно сказаться уже на вашей организации.

Примеры успешного применения аутсорсинга

Аутсорсинг в России постепенно становится все более распространенным, следуя за мировыми примерами. Если в 2015 году лишь около 33% компаний прибегала к нему, то к 2020 их число увеличилось на 13,7%, составив около половины от всех предприятий в стране.

Есть несколько наиболее известных мировых примеров успешного аутсорсинга от крупных корпораций:

  1. компания спортивной одежды, обуви и аксессуаров Nike делегирует все непосредственное производство азиатским фирмам, занимаясь исключительно дизайном и реализацией продукции, тем самым минимизируя расходы и максимизируя доходы;
  2. IKEA также поручила производство подрядчикам, так же, как и транспортировку, занимаясь дизайном и продажей в сетях магазинов;
  3. Kodak сотрудничает с IBM, передав им все задачи, связанные с информационными технологиями. Их плодотворное сотрудничество длится с 1989-го года и стало одним из первых примеров ИТ-аутсорсинга;
  4. Корпоративный гигант Google через аутсорсинг осуществляет клиентскую поддержку и разработку некоторых дополнительных приложений, что освобождает человеческие и информационные ресурсы для управления главными аспектами бизнеса без ущерба для сторонних проектов и обратной связи с клиентами.

Заключение

Правильный подход к аутсорсингу может стать тем недостающим элементом успеха, которого не хватает компании. Ведь он позволяет сохранить ресурсы, время, силы, которые были бы поглощены попытками справиться и с основными, и вторичными бизнес-процессами. Иногда это снижает даже те затраты, что напрямую с оплату труда не связаны, например, нужно меньше своих помещений, нужно меньше кадровиков для контроля штата, и т.д.